Евгений Лобода

На занятия Владимир Макарович приходил заранее и стоя в сторонке, ожидал пока подтянутся студенты, чтобы начать лекцию. Перед самым началом преподаватель доставал из потертого кожаного портфеля пожелтевшие листки с лекциями, списки студентов.

Лекция начиналась с приветствия. Студенты вставали, Владимир Макарович обводил их взглядом и приветствовал,  обращаясь будто не к ним достаточно тихим голосом и гораздо громче и четче говорил: «садитесь».

Далее следовало списывание с доски трехэтажных формул и расшифровка их. Диктовал Владимир Макарович громко, с ударением на каждом слове. Повторял по несколько раз фразы. Но так как объем материала был очень большой, надиктовывался быстро, то студенты не успевали записывать.

И когда им надоедало нагонять, заглядывая через плечо соседу, по аудитории пробегала волна ропота возмущения.

Лектор это четко улавливал и давал передышку. Но задача любого преподавателя -  не упускать контроль аудитории. Владимир Макарович заполнял пустоту молчания своеобразно – критикой. Он проходился по современной молодежи, ее нравам, доставалось и белорусской оппозиции. Но самой наболевшая тема – алкоголизм.

И вот здесь в полной красе проявлялся талан т оратора. Преподаватель менялся, голос приобретал окраску. Темп речи изменялся от плавного начала - вступления,  до быстрого молниеносного финала, когда оппоненты низвергались и уничтожались. Всем своим видом Владимир Макарович демонстрировал свое отношение к теме.

Особую красоту выступлению  придавала лексическая окраска. Колкие фразы, произнесенные с насмешливой язвительной интонацией. Слова выстреливались как пули и точно поражали цель. Чего стоят такие выражения: «Синюга, тетради купить няма за што. Усё на пива спустил…» или «Фамилию памяняу на Сини».

Выступления студентам нравились, по аудитории разносился смех. Хотя ходили на высшую математику не смеяться – на экзаменах становилось уже не до смеха.