Путь к успеху начинается с диалога
Наш рассказ — о Центре общения «Диалог», одном из первых мест в Минске, где с сентября 1991 года стали обучать деловому общению и ораторскому искусству.
Вспомним это время — время начала перестройки. Как выразился один молодой политический лидер: «Нас столько лет учили молчать, что теперь нас надо учить говорить». Итак, в то время в школу делового общения, которую открыла Ольга Баева, в прошлом лектор - методист республиканского общества «Знание», ученица профессора А.Е.Михневича, потянулись активисты политических партий, молодые учителя, студенты, начинающие предприниматели и руководители госучреждений. Этим людям, воспитанным административно-командной системой, трудно было перейти к конструктивному живому общению, которого требовало время.
Курс «Деловое общение» создавался постепенно — по мере того, как его автор, Ольга Баева, сама приобретала эти навыки как частный предприниматель. Умение общаться в деловом мире требует определенных личностных качеств — к этому выводу она пришла на своем собственном опыте. Прежде всего, нужна коммуникабельность — открытость к общению, уверенность в себе, желание и умение понять другого человека, предвидеть его поступки. Все эти качества можно развить специальными упражнениями. Именно тогда обучение ораторскому искусству и деловому общению будет наиболее эффективным. Стало ясно, что без серьезной психологической подготовки не обойтись. И вот, через 20 лет после первого вуза и аспирантуры по философии Ольгой Баевой окончен психологический факультет БГПУ.
Сегодня в Центре общения «Диалог», которым руководит Ольга Абрамовна, существуют несколько курсов, которые преподают профессионалы высокого уровня. Сюда приходят начинающие бизнесмены, руководители; люди, которые решили найти себя в новой профессии, связанной с общением; студенты; менеджеры; агенты по рекламе. Различен и возраст слушателей — от 18 до 48 лет.
Как же выглядит процесс обучения деловому общению? Все начинается с человека... Обучение предваряет тренинг, условно названный тренингом приобретения уверенности в общении. Ведь не секрет, что основной причиной неудач или успехов в жизни является отношение человека к самому себе и другим. Какое оно у каждого? В этом помогает разобраться психолог-профессионал Алла Александровна Радкевич, которая ведет занятия. Здесь человеку предстоит осознать, что кроется за его отношением к своему имени, какова его самооценка, какую позицию в общении он предпочитает занимать: агрессивную, заискивающую... Умеет ли он выслушивать своего собеседника, трезво оценивать ситуацию и себя в ней, каким образом воспринимает окружающих... Открытия могут оказаться не самыми приятными. Но с ними, как это обычно бывает на тренингах, люди не уходят домой. На помощь приходит психофизический тренинг уверенности в общении, который в тот же вечер проводит Ольга Баева. Тренинг состоит из упражнений, где музыка и движения помогают снять напряжение, и через пластику, телесный контакт человек обретает подлинного себя, учится доверять себе и другим. Вам, например, могут предложить разыграть смертельно раненого, которого трое спутников должны вовремя подхватить при падении. Вы научитесь раскрываться, как бутон, демонстрируя всю вашу внутреннюю красоту и гармонию, которую так долго скрывали под сутулыми плечами. И наконец предстоит пережить превращение из гадкого утенка в прекрасного лебедя, победно взлетающего с птичьего суетного двора.
Полные сил, уверенности в себе, знания своих психологических особенностей, слушатели приступают к основному этапу обучения — деловому общению и ораторскому искусству, ведению переговоров и разрешению конфликтов.
На занятиях по деловому общению вас ожидает теоретическая часть и практические упражнения, проигрываются все аспекты деловой жизни: умение объективно воспринимать партнера, «добывать» необходимую информацию, преодолевать барьеры в общении, занимать конструктивную позицию. Разыгрываются ситуации, где слушатели предстают то в качестве заведующего ателье и клиента, то жильца и председателя ЖЭСа в условиях, когда подчиненной стороне нужно достичь договоренности при полной незаинтересованности «начальника». Времена «крутого» поведения уходят в прошлое. Сегодня нужно учиться отыскивать все возможные точки, объединяющие с собеседником, подводить его (без давления и манипуляций) к взаимовыгодному решению и сохранять нужный контакт на будущее. Экзамен — это снова практика. Вам, к примеру, предлагают «поступить» на работу, «договориться» об изменении графика работы или увеличении оклада, убедить спонсора дать деньги на смелый проект и т.п.
Занятия по ораторскому искусству включают в себя технику речи и постановку голоса, разработку плана выступления, вариантов вступлений, навыки удержания внимания аудитории и ответов на вопросы. Завершают этот двухмесячный курс 15-20 минутные выступления слушателей перед аудиторией. Конечно же, без лежащего перед глазами текста! И вот здесь слушатели уже не пытаются заглянуть в шпаргалку, как это было на первых выступлениях, не теребят свой галстук или пуговицу, не «танцуют» на месте. Они — сильны, уверенны и убедительны. Азы теории и практики курса изложены О.А.Баевой в ее книге «Ораторское искусство и деловое общение», изданной в этом году издательством «Новое Знание;».
Тренинг по ведению переговоров и разрешению конфликтов проводит психолингвист, психолог Александр Петрович Гуминский. Это сугубо практический, увлекательный курс, в ходе которого слушатели на собственном опыте убеждаются в том, что, как бы ни были непримиримы позиции договаривающихся сторон, общий интерес всегда можно найти.
С тонкостями этикета можно познакомиться в курсе «Деловой этикет» Зои Владимировны Рогожкиной.
Елена Григорьевна Воронцова разработала и успешно проводит курс «Составление деловых бумаг». Елена Григорьевна — профессиональный редактор, филолог, специалист по опосредованному общению. Благодаря полученным знаниям по стилистике, лаконичности и убедительности письменной речи ваш документ «пробьет» любого, и ответное слово «нет»вы забудете навсегда.
Слушатели «Диалога», успешно закончившие обучение, добиваются заметных успехов в бизнесе. Из обычного частного предпринимателя один из учеников Ольги Абрамовны стал директором крупной фирмы недвижимости. Другой же не только сам стал директором предприятия по торговле металлопрокатом, но и взял в замы «однокашников» по Центру общения.
Как известно, деятельность в бизнесе тем успешнее, чем гармоничнее, счастливее человек в своей личной жизни. Эта истина не требует доказательств. Именно она вызвала к жизни новый тренинг общения «Он и Она», отвечающий естественным и самым сокровенным потребностям человека. Сейчас его заканчивает группа, работающая по новой программе. Что дали занятия участникам тренинга, как сделать их еще более эффективными? Об этом сейчас думают преподаватели-психологи Алла Радкевич и Ольга Баева.
Мудрый сказал: «Познай себя, и ты познаешь мир». Бизнес, друзья, семья, творчество — все становится доступным и приносит радость гармоничному человеку. Начните диалог с собой в «Диалоге».
Подготовила Наталия Куликова.