Улыбайтесь подчиненным по-человечески

The ChIeF МИНСК  № 6 (12)  2011

Вся наша жизнь – сплошные коммуникации. Одно из главных качеств успешного руководителя, как впрочем, и сотрудника, – умение общаться.Как овладеть навыками грамотных коммуникаций, рассказывает руководитель центра общения «Диалог» Ольга Баева.

Работа управленца предполагает две функции - производственную и социально-психологическую. Он должен не только организовать и координировать деятельность подчиненных, но и регулировать межличностные отношения, предупреждать и разрешать конфликты в коллективе, морально и материально стимулировать сотрудников, а в случае необходимости – снижать у сотрудников неудовлетворенность характером и условиями труда.

Раньше этому аспекту деятельности руководителя не уделяли должного внимания. Между тем, о важности психологического подхода к руководству коллективом свидетельствуют цифры: производительность труда изменяется на 18% в зависимости от того, нравится ли работнику или нет его окружение; 15% рабочего времени тратится на выяснение межличностных отношений и переживания по этому поводу; наконец, 65% работы не выполняется из-за проблем общения и сотрудничества.

– ЧТО ТАКОЕ ГРАМОТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ?

– Упомяну наблюдения польского логика Щеловского: «Как химическая реакция в ряде случаев протекает быстрее при повышенной температуре, растения растут быстрее в тепле, так и убеждать людей легче в атмосфере симпатии». Вcе зависит от ситуации, но в любом случае, такое поведение партнеров приводит к положительному результату. Грамотный менеджер прислушается к идеям подчиненных, заместителей, обсудит с ними, оставив право решения за собой.

Есть управленцы, которые обращают внимание на подчиненного только в связи с необходимостью отдать приказ или сделать выговор. Но подчиненный – это, прежде всего, человек со своими эмоциями, переживаниями. Часто руководители не задумываются об этом, требуют только результат. А ведь известно, что чем лучше настроение при выполнении работы, тем выше результат. Применяя современные методы поощрения – подарки к празднику, корпоративный отдых, турпутевки и т.п., – менеджеры считают, что достаточно стимулируют подчиненного. Но, если это лишь использование стимулов в расчете на реакцию, люди ощущают себя кем-то вроде собачек Павлова, понимая, что за этим нет подлинного интереса к их личности, заботы о них. Для некоторых руководителей подчиненные – это просто материал, трудовые ресурсы, поговорить с работником – это что-то из области фантастики.

– КАК НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНОМУ ОТНОШЕНИЮ?

– Умение общаться начинается с умения видеть собеседника. Важно уметь определить настроение подчиненного по его мимике, жестам. Если на сотруднице лица нет, то стоит повременить с замечаниями и распоряжениями, а произнести ободряющее приветствие… Важно услышать интонацию, зачастую она красноречивее слов.

– КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОМОГАЮТ ГАРМОНИЗИРОВАТЬ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РУКОВРОДИТЕЛЕМ И ПОДЧИНЕННЫМ?

– В разных руках схожие инструменты работают по-разному.

У каждого руководителя есть своя система ценностей. Для одних главное – показатели, прибыль и т.д., а для других – самочувствие людей в коллективе. Существует разная направленность личности, т.е. то, на что человек устремляет свою энергию. Грамотный управленец направлен и на дело, и на людей, и результирующая этих векторов приводит к успеху.

Один из инструментов гармонизации отношений – фокус внимания. Будьте внимательны к людям, проходя по коридору, производственным цехам. Возможно, кому-то сейчас необходимо ваше приветствие, внимание. Обратитесь к человеку по имени- отчеству, улыбнитесь ему, не формально, а по-человечески.

– КАКИЕ БАРЬЕРЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ?

– Существуют барьеры восприятия, передачи информации, взаимодействия с партнером.В совместной деятельности возможен мотивационный барьер, ведь мотивы сотрудников, встретившихся на одном производстве, могут быть различны. Кто-то устроился на эту работу, потому что она ближе к дому, для многих важен оклад, для иных это возможность реализовать себя, сделать карьеру и т.д. Надо иметь представление о том, что именно значимо для каждого сотрудника, чтобы не возникло сопротивление деловым предложениям и управленческое общение было эффективным. Серьезный барьер возникает, когда руководитель постоянно находится в позиции «родитель-критик». Директивный стиль управления будет болезненным для сотрудника, который сам был в роли руководителя, способен проявлять инициативу, понимает свою компетенцию и достоинства. Ему комфортнее общаться на равных, а не слушать постоянные приказы.

Что касается подчиненных, то им часто мешает барьер установки: когда событие еще не наступило, а человек уже настроен реагировать определенным способом. Образ вышестоящего заранее наделяется негативными характеристиками, которые могут совершенно не соответствовать конкретному человеку.

Тогда разговора не получится даже при большом желании. Советую видеть и уважать личность в себе, тогда и в других вы будете видеть человека, а не его должность и статус.

Подготовила Анна Филиппова.