Как чувствовать себя уверенно, выступая публично

Перед началом занятий по ораторскому искусству я провожу собеседование с каждым будущим участником курса. Большинство из них описывает такую ситуацию: «Собираю информацию, пишу текст, составляю план и даже репетирую перед зеркалом. Но накануне выступления всё равно плохо сплю, как перед экзаменом, а с утра начинается «мандраж».

Расспросы, анализ анкет, последующие наблюдения позволили выяснить основные причины страха публичных выступлений.

  1. Работа, которая не связана с выступлениями, вызывает страх перед новым видом деятельности.
  2. Недостаточная или неправильная подготовка к выступлению приводит к тому, что оратор опасается что-то забыть, перепутать, не ответить на вопрос.
  3. Перфекционизм, желание выступить так хорошо, чтобы и придраться всем(!) было не к чему, а это может не получится.
  4. Психологический «шрам» от предыдущего неудачного выступления. «Организовать» его могут школьные учителя, коллеги, начальство. Негативный опыт приводит к пессимистическим ожиданиям.
  5. Неразговорчивость как черта характера. Она может быть проявлением интровертированности, но также и результатом семейного воспитания.
  6. Малый словарный запас или мышление образами. Это приводит к опасению быть беспомощным, когда нужно высказать свои мысли перед аудиторией.
  7. Информация в таком объёме, что его просто невозможно «переварить», то есть осмыслить и сделать своим достоянием. «Всё знаю, а сказать не могу».
  8. Переписка в интернете и разговоры по скайпу создают иллюзию успешного общения. Когда надо говорить перед «живыми людьми», возникает страх.

Однако основной причиной неуверенности оказалось представление о сути, характере и особенностях публичного выступления, почерпнутое из поверхностной литературы и рекламных видеороликов. В некоторых из них выступление представлено как поединок с аудиторией, в котором оратор должен выиграть. Оружие победы - харизматичность, а в ответах на вопросы - «непотопляемость» и остроумие. Не обнаружив у себя харизматичности, глядя в зеркало, и не услышав комплименты своему остроумию от знакомых, будущий оратор впадает в уныние, так как пособия и тренинги этому не учат. Человек со спокойным характером с трудом представляет себе поединок с аудиторией и сражение с недисциплинированными слушателями. Совет избавиться от страха, представляя слушателей на горшках или в маске зайчиков, не всем подходит, а главное, не вызывает желание готовить выступление для людей, которых можно запросто унизить, хотя и в своём воображении.

 

Изложу свой взгляд на проблему преодоления страха публичного выступления.

Прежде всего, человеку следует осознать, для чего ему нужно выступать, какова его цель: заставить говорить о себе, получить карьерное продвижение, зауважать себя, вырасти в глазах любимой девушки, угодить директору, и т.д… всё о себе, своих интересах. При подобной мотивации возникает неуверенность: вдруг не получится? Гарантировать успех ведь никто не может. Вдруг у шефа или девушки будет плохое настроение и им выступление не понравится, а если что забуду или не отвечу на вопрос – вообще провал и позор!! Подобные цели не эффективны как главный стимул подготовки к выступлению и уверенности в его успехе. Именно такие цели порождают неуверенность в благополучном финале. Важно понимать, что публичное выступление – социальное явление и относиться к нему нужно серьезно и ответственно, как к любой деятельности. Цель выступления не может быть связана лишь с результатом выступления для самого оратора: похвалят, отметят, заинтересуются мной и т.п. Оратор стоит, возвышаясь над аудиторией и ответственен перед ней. Прежде всего, в том чтобы оправдать ожидания слушателей, которые хотят провести время с пользой, а если оратор ещё и искусен – получить удовольствие от его выступления. Достойная цель выступления – удовлетворить или пробудить потребности аудитории, побудить их к размышлению или конкретным действиям.

Мысль том, что выступление должно быть полезно людям, направляет фокус внимания от своей персоны к другим людям, и энергия идёт на тщательную подготовку выступления.

Как правило, оратор знает потребности своих коллег. Перед выступлением в незнакомой аудитории необходимо побеседовать с организатором выступления, провести анкетирование, поговорить с кем - либо из участников будущей встречи. В небольшой аудитории некоторые ораторы уточняют запрос каждого участника, чтобы потом не оказалось, что слушатели не удовлетворены.

Представляя, чем может дать выступление данным слушателям (результат выступления), нужно продумать связку: своё намерение (целевая установка оратора) – результат. Если слушатели нуждаются в новой информации, цель оратора – преподнести её в доступной и интересной форме. Гости за праздничным столом хотят отдохнуть – можно угостить их развлекательной речью, занимательным тостом или рассказом. В компании друзей или единомышленников, которые собрались, чтобы поделиться какими-то событиями, цель «выступления» будет совсем иной. Наконец, если люди пришли на выступление с вопросом «Что делать?», касается ли это того, за кого голосовать, что покупать или как правильно питаться, оратор работает над доводами, чтобы убедить собравшихся принять определённое решение. Таким образом, выбор вида речи: информационная, убеждающая, сокровенная или развлекательная, позволяет почувствовать «почву под ногами», так как каждый вид речи имеет свою структуру и особенности.

Зная, что именно ждёт аудитория от выступления и сообразуясь со своей целевой установкой, можно дать ответ на вопрос «Зачем мне выступать?» в такой форме: Я хочу рассказать это слушателям (убедить, поделиться, вдохновить, проинформировать…) для того, чтобыони (поняли, узнали, захотели сделать и т.д. Ключевыми словами, которые низвергают страх, являются «хочу» и «чтобы», которые прокладывают дорогу мыслям оратора о других, взамен его сосредоточенности на своих ощущениях и переживаниях.

Рассмотрим на конкретном примере, как реализуется цель выступления (намерение оратора и результат для аудитории). Тема выступления: «Как жить в любви и согласии». Аудитория - молодожены. Намерение оратора – рассказать о том, что конфликты не являются атрибутом семейной жизни, и имеется много способов их предотвратить и жить в согласии. Планируемый результат: молодожёны с оптимизмом и мудростью будут смотреть на свои отношения, а, возможно, изменят свой взгляд на перипетии семейной жизни.

Ответив на вопрос «Зачем выступать?» (цель выступления для конкретной аудитории), необходимо ответить на другой важный вопрос: «Что я хочу сказать?», то есть определить ключевую мысль своего выступления, самое главное в речи, её суть. В приведенном примере это: «Конфликтов в семье можно избежать, если знать, на какой почве они могут возникнуть, с любовью и уважением относиться к индивидуальным особенностям партнёра и стремиться к согласию».

Чем меньше неизвестного в предстоящей деятельности – тем меньше страха перед ней. Все знают: разумный ныряльщик никогда не бросится с обрыва в реку, не зная дна; горнолыжник – спускаться по неизвестной трассе и т.п. Естественно, и оратору следует знать условия предстоящего выступления. Их можно узнать, или изучить заранее: каким будет помещение, где лучше стоять – на сцене, за столом или на трибуне. Какое будет освещение? Плохо, когда свет бьёт в глаза или сцена едва освещена. Важно учитывать и время выступления: конец или начало недели, обеденный перерыв или время после окончания рабочего дня. Обстановка в коллективе тоже немаловажный фактор. Нет сомнения в том, что владея такой информацией, оратор будет чувствовать себя гораздо уверенней.
Остаётся грамотно подготовиться к выступлению и настроиться на него.

Эффективная информационная подготовка к выступлению – отдельная тема. Остановимся на психологической подготовке.

Как-то раз я спросила специалистов, которые в своей организации проводят обучение персонала: «Как вы настраиваетесь на свои семинары? Что вы говорите себе перед учебным занятием, чтобы чувствовать себя спокойно и уверенно?» Вот что я услышала от большинства из них: «Один день – и всё закончится, целую неделю буду свободна!», «Они знают ещё меньше!», «Скоро всё будет позади, потом самой будет смешно!», «Никто жаловаться не пойдёт»! «Где наша не пропадала!» и тому подобное.

Иногда на вопрос о вдохновляющем утверждении отвечают примерно так: «Плохо выступлю – повышения не жди!», «Я должен выступить хорошо! Иначе…», «Другие выступают, и я смогу!», «Я молодец, у меня всё получится!» Подобные фразы можно назвать «подхлестыванием». Они рассчитаны на силу воли человека или являются отрицательной мотивацией – стремлением избежать что-то плохое, создают напряжение, подобное тому, которое испытывает человек перед прыжком в холодную воду или с парашютом.

Позитивная установка помогает в любом деле, и она определяется отношением к предстоящему событию.

Сосредоточенность на пользе своего выступления порождает здоровые стимулирующие установки: «Это будет полезно!», «Не смогу ответить- обсудим!» «Будет интересно!» «Буду внимателен! «Хочу и смогу!»

Вспомним, что мы чувствуем перед встречей с незнакомой компанией или перед началом работы в новом коллективе. И ничего удивительного нет в том, что оратор испытывает волнение, которое тем больше, чем меньше его представление о будущих слушателях. Когда у нас есть достаточно полное представление о тех, перед кем предстоит выступать, неопределенность ситуации значительно снижается, а знание аудитории помогает выбрать форму изложения, то есть поработать над тем, не только что я буду говорить, но и как. В этом поможет знание потребностей аудитории и её демографического состава, очень важно также знать уровень образованности слушателей и их отношение к теме предстоящего выступления.

Многих (и справедливо!) волнует: как отнесутся слушатели к самому оратору? Это зависит от многих факторов, в том числе – от имиджа выступающего и даже того, как его представят. Но главное, что формирует отношение оратора к аудитории – это отношение самого оратора к своим слушателям. Если он считает себя ниже их и ведёт себя подобострастно, или выше аудитории, вещая или снисходя, достичь хорошего результата выступления невозможно, такое отношение отталкивает.

Вспомним, как мы себя чувствуем наедине с другом, или же в близкой по духу компании. Спокойно, не ожидая нападок, не так ли? Мы беседуем, делимся, выслушиваем другое мнение, спорим или отвечаем на вопросы. Чем же принципиально отличается аудитория большего размера? Люди незнакомы, но почему и ними нельзя вести себя подобным образом?

Установка на взаимодействие, диалог со слушателями полностью снимает непродуктивное волнение.

Когда мы предполагаем, что предстоит общение с совокупностью личностей, а не безликой массой, что, хоть люди все разные, но обладают таким же интеллектом, как и мы, будучи менее осведомлёнными в данном вопросе; способны адекватно реагировать, отвечать на вопросы, проявлять своё отношение к теме и т.д., мы настраиваемся на общение на равных. Такая настроенность позволяет хорошо чувствовать себя в роли Старшего коллеги, Эксперта, Преподавателя, Рассказчика, Опытного друга, Бывалого путешественника. И это куда приятней и полезней и продуктивней для всех, чем социальная роль Робкого Студента или Старательной Отличницы при позиции снизу по отношению к аудитории, амбициозного Самодовольного Лидера, Начальника или Грозного Родителя в позиции сверху над аудиторией.

Уважение к себе и слушателям, осознание важности своего выступления, его пользы для людей, эффективная информационная подготовка, оптимистичный и продуктивный психологический настрой позволяют чувствовать себя уверенно, выступая публично.