Уроки риторики
+375 (29) 688-11-62
+375 (29) 251-99-77
+375 (29) 603-93-29

Как стать убедительным?

Журнал «Бизнес-ревю», №6. Июль, 2008 год.

Автор — Марина Куновская

Когда брэнда НЛП на рынке еще не было, а первые дебатные клубы лишь начинали создаваться в престижных вузах, отечественные эффективные менеджеры штудировали пособия Дейла Карнеги. Один из советов классика деловой коммуникации казался тогда малопонятным и трудноосуществимым: записаться в школу ораторского искусства. На советской территории этим искусством владели преимущественно пропагандисты из общества "Знание" и системы политического просвещения. Но теоретики-лекторы вряд ли могли вызвать у "крепкого хозяйственника" желание подражать. С примерами яркого судоговорения познакомиться тоже было негде. А речи самого успешного, судя по продолжительности карьеры, руководителя страны Леонида Брежнева как раз ставили под сомнение ценность ораторских навыков.

Система политпроса давно утратила свой вес, политики стали красноречивее, а важность правильной, логичной и образной речи оценили все, кому хоть раз приходилось выступать с презентацией своей продукции или услуг. Тем не менее руководители, закончившие освоение риторики на жанре приказа и упорно отказывающиеся от возможности выйти к любой аудитории, по-прежнему встречаются. Да, выжить в отечественной бизнес-среде без владения ораторскими навыками пока еще можно. Вопрос — какой ценой?

Зачем красноречие руководителю

Наш собеседник — психолог Ольга БАЕВА, одна из немногих людей в Беларуси, получивших специальную подготовку в Республиканской школе ораторского мастерства, чей последний выпуск состоялся в 1982 году. Начинала преподавать риторику в Межотраслевом ИПК руководителей народного хозяйства, а в 1991 году организовала Центр общения "Диалог". Автор практического пособия "Ораторское искусство и деловое общение", выдержавшего пять изданий. Ее проект — единственный в Беларуси, предлагающий длительные образовательные программы для будущих ораторов: трехмесячные курсы "Ораторское искусство" и "Деловое общение", которым предшествует курс "Развитие речи и уверенности в себе". Ольга Баева:

— Сказать, что все бизнесмены и руководители стремятся овладеть ораторским искусством, было бы преувеличением. Работая в бизнесе, человек часто на практике овладевает деловым красноречием — умением лаконично изложить суть проблемы на совещании у себя в компании, отдать распоряжение, выразить одобрение или недовольство работой подчиненного. Если он еще и хороший переговорщик, то есть умеет слушать собеседника, анализировать его интересы и отстаивать свои, — то вполне может считать, что публично блистать красноречием ему ни к чему. В конце концов, представлять компанию, проводить презентации, выступать на банкетах и давать интервью могут и заместители. Но нужно отдавать себе при этом отчет: речь — очень важная часть имиджа, то, от чего во многом зависит уважение и симпатии окружающих. Если основную коммуникативную роль в компании играет заместитель, то, вполне возможно, именно его подчиненные и будут считать лидером. Устраивает вас роль "серого кардинала" в собственном бизнесе — значит, без ораторских навыков действительно можно обойтись.

— А бывают среди руководителей "природные ораторы"?

— Бывают люди, специально не обучавшиеся ораторскому искусству, но владеющие грамотной, четкой, логичной речью, умеющие выражать с ее помощью мысли и чувства. "Природный оратор" — это экстраверт-сангвиник, обладающий при этом острым умом, глубокими чувствами и богатым словарным запасом. Очень редкое сочетание. Темперамент сангвиника располагает к легкости и бесконфликтности общения, позволяет легко относиться к неудачам. Экстраверсия - это направленность психики на внешний мир, на других людей, на общение, она дает возможность получать от общения много удовольствия. Экстраверт стремится проявить себя в речи, но ведь интересно слушать того, кому есть что сказать, то есть, когда человек делится интересными мыслями, яркими чувствами. Интроверты как раз и отличаются глубиной переживаний, богатством внутреннего мира, но они предпочитают делиться всем этим со своим дневником. За 27 лет преподавания ораторского искусства я убедилась в том, что могу помочь успешно выступать публично любому духовно богатому человеку: раскрыться замкнутому интроверту или структурировать поток своей речи разговорчивому экстраверту. Если же человек не готов к интеллектуальной работе и полагает, что стать оратором можно, лишь изучив определенные приемы воздействия на аудиторию, мне трудно найти с ним общий язык. По моему мнению, оратор — это прежде всего интересная, яркая личность.

— Говорят, что четкая и логичная речь свидетельствует о внутренней гармонии говорящего, об отсутствии у него серьезных психологических проблем. Как связаны речь и состояние человека?

— Напрямую. Если человек находится в спокойном эмоциональном состоянии, он может рассуждать вслух, а его голос звучит естественно, без запинок и напряжения. Тревожное и подавленное состояние мешает рассуждать, сопровождается невнятной и сбивчивой речью. Нервозность во время выступления часто возникает от того, что человек думает, будто каждое его слово оценивается и может иметь далеко идущие последствия. На мои курсы часто приходят бывшие "золотые" медалисты и выпускники вузов, имеющие красный диплом. Казалось бы — парадокс: чего им-то бояться? Разгадка в том, что отличники привыкли, что значимые для них люди всегда ставят им "пять". И если они попадают в ситуацию, когда нужно выступать в незнакомой аудитории, где есть значимые люди, и возникает опасение, что они могут быть не оценены так высоко, или предполагается конкуренция, — ими овладевает страх. Энергия страха — это вообще самая главная причина человеческих неудач, она отбирает силы и не дает двигаться дальше. Более успешны люди, которые дают себе право на ошибку и не пытаются сразу оценить себя: вдруг я скажу глупость. Это идет из семьи. Люди, не боящиеся говорить публично, чаще вырастают из детей, которых любили такими, какие они есть, не критиковали за их суждения, пусть даже наивные или неверные, не требовали от них "пятерок" по всем предметам.

— Все ваши курсанты пытаются избавиться от каких-то комплексов?

— Не обязательно. Многие хотят развивать себя, понимают, что для успеха не хватает определенных качеств. Ко мне часто приходят люди, только начинающие делать карьеру руководителя, имея профессию, больше связанную с общением с машинами и бумагами, чем с людьми: программисты, бухгалтеры. Они понимают, что менеджеру недостаточно быть профессионалом, менеджер всегда хороший коммуникатор.

— А уже состоявшиеся руководители среди слушателей попадаются? Что заставляет их интересоваться риторикой?

— В открытых группах топ-менеджеры появляются нечасто — как правило, у них нет времени ходить на занятия по четкому расписанию — раз в неделю три месяца подряд, да еще выполнять домашние задания. Но индивидуально ораторскому искусству не научишь: для того, чтобы его проявить, нужна "публика". Так что испытать удовольствие от обучения топ-менеджеров я могу на корпоративных тренингах, как это было, например, на тренинге по проведению презентаций для топ-менеджеров "Атлант-М". Хотя наиболее упорные из руководителей приходят и на длительные программы. Помню директора компании, который обладал хорошими навыками делового красноречия, четко отдавал указания, требовал исполнения, ставил задачи перед коллективом. Но был крайне лаконичен, при этом обладал внушительной внешностью: рост под два метра, накачанные мускулы. Его побаивались, а он понимал, что фирма работала бы успешнее, если бы ему больше доверяли. И выход видел именно в развитии своего красноречия и умения понимать людей. Частая проблема для наемных руководителей, стремящихся к более высоким постам, - неумение выразить какое-то определенное мнение. Они слишком стараются никого не задеть. Но с такими установками не станешь настоящим лидером.

— Встречается ли обратная ситуация: на банкетах руководитель блистает, а при проведении переговоров испытывает затруднения?

— Я думаю, такое возможно. Деловая речь предполагает информативность и лаконичность, и некоторым людям это дается с трудом, им легче красочно, со всеми деталями описывать нечто. На наших занятиях мы рассматриваем различия между красноречием и краснобайством. Красноречивый человек говорит не только красиво, но и содержательно, в его речи всегда есть какая-то идея, которая захватывает, цепляет, оставляет след. На курс делового общения иногда приходят словоохотливые, разговорчивые люди, уверяющие, что легко налаживают любой контакт, и удивляющиеся тому, что им не удается наладить свой бизнес. Они красочно представляют свой продукт, производят хорошее впечатление, им обещают позвонить... Но дальше этого дело не идет. Собственно деловая часть — аргументация делового предложения, сроки, форма расчетов, форсмажорные обстоятельства — в разговоре отсутствует. Эти люди произвели хорошее впечатление, но о них тут же забыли. А у них самих осталась иллюзия успешности. Склонность к пустословию в себе довольно сложно разглядеть. Заметить ее можно только в сравнении с другими. Вот одно из наших простых, на первый взгляд, заданий курса "Развитие речи и уверенности в себе": нужно рассказать группе что-то интересное из того, что было за неделю (необычные события, "философские" мысли, эмоциональные переживания или открытия). А потом остальные участники курса говорят, чем это было интересно для каждого. Послушав товарищей, пустослов и делает полезные для себя выводы...

— Можно ли стать оратором, только изучая композиционные приемы построения речи?

— До начала занятий я беседую с каждым, уточняю запрос. И если человек волнуется перед выступлением настолько, что накануне не может спать спокойно, или не решается взять слово в компании, боится "сморозить глупость" во время застолья, или иной раз не понимает сам себя, я рекомендую вначале пройти курс "Развитие речи и уверенности в себе". Если у человека есть страх аудитории, если он не верит в себя, не решается себя проявить, то какую бы хорошую речь он ни подготовил — перед аудиторией он будет мучительно вспоминать текст, а не общаться. А хороший оратор, даже если пишет речь заранее, во время выступления постоянно мыслит, живет, общается с аудиторией. Но эту способность одно лишь знание приемов риторики не дает.

— Выходит, чтобы научиться ораторскому искусству по вашей системе, нужно заниматься полгода?

— Чтобы стать хорошим оратором, нужно заниматься всю жизнь! Хотя понятно, что не каждый деловой человек может позволить себе долго посещать занятия с жестким расписанием. Выход, наверное, можно найти в сочетании индивидуальных консультаций с отработкой практических навыков в более компактном формате. Я сейчас думаю над подобной учебной программой.

— А как вы относитесь к двухдневным тренингам развития голоса, которые, если верить рекламе, помогают стать увереннее в общении с аудиторией?

— Как к приятному проведению времени для людей без психологических затруднений и неразумной трате денег и усилий для тех, кому сперва нужно преодолеть свои страхи. Хотя часть, посвященная развитию голоса, есть и в моей программе (фонопедический метод развития голоса В.Емельянова), и сама я неоднократно проходила тренинги его ученицы Ольги Анисимовой. Но Анисимова и не обещает решения всех проблем за два дня, а знакомит с интересной методикой и техникой постановки голоса. Относительно голосовых тренингов стоит понять две вещи. Во-первых, когда человек жалуется на неудовлетворительное звучание голоса, в большинстве случаев в основе этого лежат его психологические затруднения. Становясь увереннее, человек обретает более сильный и выразительный голос. Существует и обратная связь: улучшив звучание голоса, человек становится увереннее. Однако то, насколько значимым и продолжительным окажется эффект, зависит от каждого конкретного случая. Если у человека серьезные проблемы, обретение "командного голоса" не поможет их решить. Во-вторых, приобретение любых навыков (к которым относятся и постановка голоса, и техника речи) требует постоянной практики. Так что даже если вы относитесь к тем, чьи проблемы касаются исключительно голоса, и вы сможете решить их за время тренинга, навык красивой, звучной, отчетливой речи не останется с вами после его окончания. Потребуются дальнейшие постоянные занятия.

— Можно ли освоить навыки риторики самостоятельно, по учебным пособиям?

— Трудно, но можно. Только выбирайте не компилятивные пособия, содержащие множество порой противоречащих друг другу полезных советов, а книги, написанные на основе опыта преподавания этой дисциплины. По моему убеждению, учить ораторскому искусству может только тот, кто сам прошел этот путь. Такой учебник должен быть построен как система уроков с контрольными вопросами и упражнениями в конце каждого, заданиями для самостоятельной работы в аудитории. Ну и кроме занятий по книге необходимо использовать любую возможность говорить публично! Причем на начальном этапе под выступлением не стоит понимать только речь с трибуны перед большой аудиторией. Если вы смогли завладеть и удерживать внимание в дружеской компании, рассказывая об интересной поездке, книге, фильме, — это тоже ваша маленькая ораторская победа. Если вас стали с удовольствием слушать собственные дети, ваших выступлений будут ждать коллеги и деловые партнеры.

Риторика с сокращениями

Тренинги ораторского мастерства за последние два-три года включили в свои программы и неспециализированные образовательные учреждения. Проводят их Бизнес-школа ИПМ, "МНЮИ консультант", Институт общественных связей, Softline, "Инфо-сталкинг", Центр общения "Диалог", Минский центр НЛП, "XXI век кон-салт" и "БелИСТ 2000". Преподаватели, обучающие искусству речи, могут посвящать свои программы "проведению презентации", "работе с аудиторией" или "ораторским боям". Суть одна — участников обучают взаимодействию с аудиторией при помощи речи. В качестве учителей выступают психологи, филологи, бизнес-консультанты. Психолог уделит больше внимания снятию страха перед аудиторией и методам установления эмоционального контакта, филолог — правильности речи и композиции выступления, бизнес-консультант — конкретным "жанрам" делового красноречия.

Предлагаются также тренинги развития голоса и голосового имиджа: занятия по методике В.Баргунова, по программам театральных вузов, а также по технике резонансного пения. Одни из тренеров больше внимания уделяют осанке говорящего, другие - развитию голосового аппарата. Большинство программ -краткосрочные, и преподаватель, не желающий обманывать надежды учеников, предупредит, что воспитать оратора с нуля за один уикэнд невозможно. Однако дать направления для дальнейшего поиска может и тренинг малой продолжительности. Сергей Кулинкович, руководитель представительства компании Opoczno, согласился поделиться мнением потребителя таких услуг: Когда-то я и сам занимался организацией подобного рода семинаров, привозил в Минск российских тренеров. Но подходящей для себя программы развития голоса не нашел. Довольствуюсь тем, что дала природа и самообразование. В любой из программ есть своя логика, но действенность ее можно проверить, если заниматься несколько месяцев. Кроме тех, кто зарабатывает своим голосом, мало найдется деловых людей, способных мотивировать себя на столь длительные тренировки. Особенно если серьезных проблем, связанных с речью, нет, хочется только усовершенствовать имеющиеся данные.

Российский рынок бизнес-образования уже нашел выход из ситуации нехватки времени у делового человека и необходимости продолжительной работы для постановки ораторских навыков. Тренеры-риторы предлагают индивидуальное сопровождение при подготовке ответственных выступлений (такие услуги, в частности, успешно продает один из самых популярных российских бизнес-тренеров Радислав Гандаиас: его работа включает подготовку текста речи, репетицию выступления, тренировку ответов на "каверзные вопросы"). Тематика краткосрочных тренингов стала более узкой: курсант, прошедший самую популярную из тем "искусство презентаций" и осознавший, что ему не хватает способности быстро реагировать на запросы аудитории, может затем записаться на тренинг по "практике самообладания оратора" или по "взаимодействию с аудиторией". А для всестороннего освоения ораторских навыков предлагается модульный принцип обучения, при котором курсант чередует очные групповые сессии с индивидуальными консультациями и самостоятельными занятиями. На белорусском рынке образовательных услуг такие возможности еще только формируются.