Курсы ораторского искусства
и делового общения
Ольги Баевой

telegram
viber
whatsapp
The ChIeF МИНСК  № 6 (12)  2011

Вся наша жизнь – сплошные коммуникации. Одно из главных качеств успешного руководителя, как впрочем, и сотрудника, – умение общаться.Как овладеть навыками грамотных коммуникаций, рассказывает руководитель центра общения «Диалог» Ольга Баева.

Работа управленца предполагает две функции - производственную и социально-психологическую. Он должен не только организовать и координировать деятельность подчиненных, но и регулировать межличностные отношения, предупреждать и разрешать конфликты в коллективе, морально и материально стимулировать сотрудников, а в случае необходимости – снижать у сотрудников неудовлетворенность характером и условиями труда.

Раньше этому аспекту деятельности руководителя не уделяли должного внимания. Между тем, о важности психологического подхода к руководству коллективом свидетельствуют цифры: производительность труда изменяется на 18% в зависимости от того, нравится ли работнику или нет его окружение; 15% рабочего времени тратится на выяснение межличностных отношений и переживания по этому поводу; наконец, 65% работы не выполняется из-за проблем общения и сотрудничества.

– ЧТО ТАКОЕ ГРАМОТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ?

– Упомяну наблюдения польского логика Щеловского: «Как химическая реакция в ряде случаев протекает быстрее при повышенной температуре, растения растут быстрее в тепле, так и убеждать людей легче в атмосфере симпатии». Вcе зависит от ситуации, но в любом случае, такое поведение партнеров приводит к положительному результату. Грамотный менеджер прислушается к идеям подчиненных, заместителей, обсудит с ними, оставив право решения за собой.

Есть управленцы, которые обращают внимание на подчиненного только в связи с необходимостью отдать приказ или сделать выговор. Но подчиненный – это, прежде всего, человек со своими эмоциями, переживаниями. Часто руководители не задумываются об этом, требуют только результат. А ведь известно, что чем лучше настроение при выполнении работы, тем выше результат. Применяя современные методы поощрения – подарки к празднику, корпоративный отдых, турпутевки и т.п., – менеджеры считают, что достаточно стимулируют подчиненного. Но, если это лишь использование стимулов в расчете на реакцию, люди ощущают себя кем-то вроде собачек Павлова, понимая, что за этим нет подлинного интереса к их личности, заботы о них. Для некоторых руководителей подчиненные – это просто материал, трудовые ресурсы, поговорить с работником – это что-то из области фантастики.

– КАК НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНОМУ ОТНОШЕНИЮ?

– Умение общаться начинается с умения видеть собеседника. Важно уметь определить настроение подчиненного по его мимике, жестам. Если на сотруднице лица нет, то стоит повременить с замечаниями и распоряжениями, а произнести ободряющее приветствие… Важно услышать интонацию, зачастую она красноречивее слов.

– КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОМОГАЮТ ГАРМОНИЗИРОВАТЬ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РУКОВРОДИТЕЛЕМ И ПОДЧИНЕННЫМ?

– В разных руках схожие инструменты работают по-разному.

У каждого руководителя есть своя система ценностей. Для одних главное – показатели, прибыль и т.д., а для других – самочувствие людей в коллективе. Существует разная направленность личности, т.е. то, на что человек устремляет свою энергию. Грамотный управленец направлен и на дело, и на людей, и результирующая этих векторов приводит к успеху.

Один из инструментов гармонизации отношений – фокус внимания. Будьте внимательны к людям, проходя по коридору, производственным цехам. Возможно, кому-то сейчас необходимо ваше приветствие, внимание. Обратитесь к человеку по имени- отчеству, улыбнитесь ему, не формально, а по-человечески.

– КАКИЕ БАРЬЕРЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ?

– Существуют барьеры восприятия, передачи информации, взаимодействия с партнером.В совместной деятельности возможен мотивационный барьер, ведь мотивы сотрудников, встретившихся на одном производстве, могут быть различны. Кто-то устроился на эту работу, потому что она ближе к дому, для многих важен оклад, для иных это возможность реализовать себя, сделать карьеру и т.д. Надо иметь представление о том, что именно значимо для каждого сотрудника, чтобы не возникло сопротивление деловым предложениям и управленческое общение было эффективным. Серьезный барьер возникает, когда руководитель постоянно находится в позиции «родитель-критик». Директивный стиль управления будет болезненным для сотрудника, который сам был в роли руководителя, способен проявлять инициативу, понимает свою компетенцию и достоинства. Ему комфортнее общаться на равных, а не слушать постоянные приказы.

Что касается подчиненных, то им часто мешает барьер установки: когда событие еще не наступило, а человек уже настроен реагировать определенным способом. Образ вышестоящего заранее наделяется негативными характеристиками, которые могут совершенно не соответствовать конкретному человеку.

Тогда разговора не получится даже при большом желании. Советую видеть и уважать личность в себе, тогда и в других вы будете видеть человека, а не его должность и статус.

Подготовила Анна Филиппова.

Об авторе курсов

Ольга Баева основала Центр в 1991 году. Профессиональный преподаватель ораторского искусства, член Российской риторической ассоциации исследователей и преподавателей риторики. Психолог, коуч, автор учебного пособия «Ораторское искусство и деловое общение» (пять изданий), спикинг-коуч TEDх. Сотрудничает с организациями и Общественными Объединениями. Занесена в энциклопедическое издание «Кто есть кто в Республике Беларусь».

Отзывы о курсах

Программа курса построена таким образом, что ты из каждого упражнения и задания мог почерпнуть что-то новое и применить на практике. Приходит понимание, на чём строиться правильная речь, что помогает заговорить. Чувствую сейчас себя более уверенно перед своими большими и маленькими выступлениями. Курсы дали мне дорогу в удивительный мир ораторского мастерства. Я теперь понимаю, чтобы говорить правильно, красноречиво, уверенно, надо не бояться это делать, и постоянно развиваться.

Татьяна Малиновская
Руководитель торговой сети

Очень понравилась практическая ориентированность курса. Все
занятия и задания были направлены на развитие навыков публичных
выступлений. Шаг за шагом небольшими темами продвигались от
основ к большому выступлению перед публикой. Я увидел, что мой
опыт, мои истории, мои мысли и идеи могут быть искренне интересны
другим людям, что добавляет мне уверенности в себе.

Сергей Котликов
тим-лидер команды разработки

Занятия были очень насыщенными, содержали как теоретическую, так и практическую часть, которые разумно чередовались. С каждым занятием страх публичного выступления уменьшался. На занятиях очень дружелюбная и доверительная атмосфера. Полезными были домашние задания, и я очень благодарна Ольге Абрамовне за то, что она уделяла столько времени каждому из нас, корректируя нас и направляя, а главное, раскрывая каждого из нас как личность!

Екатерина Вечерская
прожект – менеджер

Я уже не первый раз обучаюсь в центре "Диалог". Для меня наиболее ценным является возможность нащупать свою собственную уникальную манеру выступления. Для этого на занятиях даются задания на восприятие красоты и гармонии окружающего мира, на умение вербально описывать свои чувства и ощущения. Не менее важным для меня является навык видения своего слушателя, отслеживания его реакций. Происходит перенос внимания с себя любимой на зрителя и его запросы, на желание донести до него нечто важное и полезное.

Эти навыки нужен в любых коммуникациях: на работе, дома, в компании. Мне удается выстраивать более эффективные отношения и получать удовольствие... Подробнее

Наталья Абакумова
Руководитель и преподаватель Центра активации речи

Курс дал мне гораздо больше, чем я ожидала. Я стала более внимательной к окружающему миру, и это делает мои будни красочными и эмоциональными.

Я пришла научиться выступать, а научилась по-другому видеть жизнь. И выступления мои улучшились. Раньше аудитория казалась мне безликой группой. Сейчас я поняла, что если рассматривать группу как людей с общими интересами, то общение становиться гораздо проще.

На этой неделе у меня было два тренинга. И я получила много положительных отзывов. Хотя обычно их не было вообще. Считаю, это успех!

Татьяна Полякова
Менеджер

«Кожны ваш выпуск - гэта неверагодна цікавыя, актыўныя, жывыя людзі. Асобы, са сваім бачаннем свету, пазіцыяй і адметнасцю. Увогуле ў мяне паступова складваецца ўражанне, што ваша ШКОЛА і ВЫ асабіста - ФЕНОМЕН беларускай сучаснасці, унікальная сацыя-культурная З'ЯВА.

Алексей  Чубат
Журналист

Я очень впечатлена выпускным! Во-первых атмосфера... не понимаю как вам удалось за 12 занятий сделать так, что они там все как родные, это было похоже на выпускной класса, который вместе проучился 11 лет. Во-вторых результаты!!! Больше всего понравились Алекс и Тимур. Буду Вас советовать знакомым.

Ирина Ляхович
Менеджер компании Блюм

Почему я от рекомендую эти курсы.

Индивидуальный подход. Из всех курсов, где я училась, я ощутила точно, что это такое, только на курсах у Ольги Абрамовны. Она в каждом нашла то, что нас отличает, и помогала развивать это.

Включенность 24 часа в сутки. Ольга Абрамовна - это не преподаватель курсов, который отвел занятие, собрал деньги и забыл о своих учениках. Она искренне волновалась и переживала за каждого из нас все время.

Искренность. Открытость всегда вызывает реакцию. В такой раскрепощенной атмосфере и сам легко делишься чем-то сокровенным. Поэтому мы могли на занятиях делиться тем, что было для нас действительно важно.

Акцент на учеников.... Подробнее

Татьяна Тимошенко

Видео выпускников